Ещё страницы на эту тему:

Порядок черт иероглифов

Порядок черт иероглифов

Особенности написания некоторых иероглифов

(О. Н. Кун, составитель и создатель Справочника по правописанию иероглифов, изд-во «Восток–Запад», 2007):

…Принятый общий порядок написания иероглифов является следующим:

Эти правила в некоторых случаях применяются несколько своеобразно, существует небольшое количество отступлений. Рассмотренный перечень правил можно расширить при более детальном освещении проблемы. Мы, однако, ограничимся приведенным перечнем и укажем ряд интересных особенностей написания некоторых иероглифов.

1.Иероглифы 右 «правый» и 左 «левый» имеют в своем составе один и тот же состоящий из двух черт верхний элемент. Согласно общим правилам сначала пишется пересекаемая горизонтальная черта. Это и имеет место в иероглифе «левый». Однако в иероглифе «правый» при написании этого элемента сначала пишется наклонная черта, затем горизонтальная. Можно с некоторой натяжкой для данного случая применить правило, согласно которому из числа пересекаемых сначала пишется черта, идущая в левом направлении. Тогда по правилам пишется иероглиф «правый». Главное не это. Важно запомнить, что для одного и того же элемента в составе разных иероглифов установлена различная последовательность написания черт.

2.Иероглифы 子 «ребенок» и 予 «заранее, предварительно» состоят из схожего набора черт. Соответственно, можно было бы ожидать схожей последовательности написания. Однако во втором иероглифе общие правила соблюдаются. Порядок написания черт следующий:

порядок черт иероглифа _заранее_

А вот в иероглифе «ребенок» порядок черт такой:

порядок черт иероглифа _ребенок_

То есть из двух пересекающихся черт сначала пишется вертикальная, затем горизонтальная. Подобным образом этот элемент пишется и в составе других иероглифов, например, 字 и 学.

3.Во многих случаях средний вертикальный элемент иероглифа пишется в первую очередь. Как это, например, имеет место в иероглифе 水 «вода»:

порядок черт иероглифа _вода_

Вместе с тем, в похожем на него по внешнему виду иероглифе 火 «огонь» порядок написания оказывается достаточно неожиданным:

порядок черт иероглифа _огонь_

То есть центральный элемент (из двух черт) пишется в последнюю очередь.

4.В иероглифе 田 «поле» последовательность написания также установлена «в нарушение» общих правил:

порядок черт иероглифа _поле_

То есть из двух пересекающихся черт сначала пишется вертикальная. Аналогичная последовательность установлена и для иероглифов: 由 «причина»

порядок черт иероглифа _причина_

曲 «изгиб»

порядок черт иероглифа _изгиб_

角 «угол»

порядок черт иероглифа _угол_

Вместе с тем весьма похожий на иероглиф «поле» иероглиф 申 «говорить» пишется вполне по общим правилам:

порядок черт иероглифа _говорить_

Аналогично пишется этот элемент в составе иероглифов 神 «божество» и 紳 «благородный».

Также «по правилам» пишется похожий по отношению к рассматриваемым элемент в иероглифе 通 «проходить, проезжать»:

порядок черт иероглифа _проходить,проезжать_

То есть сначала пересекаемые горизонтальные черты, затем пересекающая вертикальная. В аналогичной последовательности, естественно, пишется очень распространенный иероглиф 用 «использовать».

Можно отметить иероглиф 果 «результат», который пишется в последовательности:

порядок черт иероглифа _результат_

Здесь правила соблюдаются полностью.

В отличие от него две нижних горизонтальных черты в последнюю очередь пишутся в иероглифах: 里 «деревня»

порядок черт иероглифа _деревня_

и 重 «тяжелый»

порядок черт иероглифа _тяжелый_

5.Ключ 123 羊 «баран» имеет два варианта написания, когда вертикальная черта пересекает нижнюю горизонтальную черту и когда не пересекает (например, верхний элемент в составе иероглифа 美 «красивый»). Последовательность написания в этих случаях оказывается различной:

порядок черт иероглифа _баран_

порядок черт иероглифа _красивый_

То есть, если в первом случае вертикальная черта пишется после всех пересекаемых горизонтальных, то во втором случае она пишется второй, за ней следуют две пересекаемых горизонтальных черты. Аналогичная последовательность написания этих элементов сохраняется в достаточно распространенных иероглифах: 業 «работа», 群 «толпа», 着 «прибывать», 義 «долг».

Рассмотренные в пунктах 4 и 5 примеры написания иероглифов выстраиваются в некую закономерность. Попробуйте сформулировать ее самостоятельно. Это не сложнее, чем разгадывать судоку.

6.Следует обратить внимание на написание ключа 172 隹. Здесь последовательность написания:

порядок черт 172 ключа

То есть имеем и в этом случае отступление от правил, из пересекающихся черт сначала пишется вертикальная, затем горизонтальные.

В аналогичной последовательности пишется похожий иероглиф 馬 «лошадь»

порядок черт иероглифа _лошадь_

7.Отметим особенности написания иероглифов 力 «сила», 刀 «нож», 力 «девять» и некоторых похожих на них по форме элементов. Последовательность написания иероглифов «сила» и «нож» вполне ожидаема

порядок черт иероглифа _сила_

порядок черт иероглифа _нож_

Аналогично эти элементы пишутся в составе других иероглифов: 男 «мужчина»

порядок черт иероглифа _мужчина_

分 «делить»

порядок черт иероглифа _делить_

Напротив, похожий иероглиф 九 «девять» пишется с отступлением от общего правила, в соответствии с которым из двух пересекающихся сначала пишется горизонтальная черта (или горизонтальный участок производной черты). В данном случае последовательность написания такова:

порядок черт иероглифа _девять_

Таким же образом подобный элемент пишется и в составе других иероглифов, например, 熱 «тепло, горячий».

Другого рода похожие на иероглифы «сила» и «нож» элементы в составе иероглифов пишутся в той же последовательности. Речь идет, например, об иероглифах: 方 «направление»

порядок черт иероглифа _направление_

и 万 «десять тысяч»

порядок черт иероглифа _десять тысяч_

Здесь, однако, можно отметить отклонение от общего правила, в соответствии с которым сначала пишется левая черта, затем — правая. Для иероглифа 五 «пять» установлена такая последовательность

порядок черт иероглифа _пять_

Т.е. пересекаемой является вертикаль. Целесообразно упомянуть здесь последовательность написания распространенного иероглифа 成 «становиться»

порядок черт иероглифа _становиться_

в составе которого можно усмотреть элемент, похожий на рассматриваемые.

8.В следующей группе иероглифов последовательность написания вполне соответствует общим правилам. Надо только творчески ее прослеживать. Итак, в иероглифе 世 «мир» сначала пишется пересекаемая горизонтальная черта, затем две пересекающих ее вертикальные черты (сначала левая, потом — правая), далее расположенная ниже вертикальных черт короткая горизонтальная черта и последней — охватывающая черта.

порядок черт иероглифа _мир_

В иероглифе 也 «быть» сначала пишется пересекаемая (ее горизонтальный участок) черта, далее вертикальная черта и затем охватывающая черта.

порядок черт иероглифа _быть_

Естественно таким же образом этот элемент пишется в других иероглифах. Например, 池 «пруд» и 地 «земля». И уже никаких проблем нет с написанием иероглифа 両 «два, оба»:

порядок черт иероглифа _два, оба_

9.В этой группе один из иероглифов пишется все-таки с отклонением от общих правил. Сначала рассмотрим весьма распространенный иероглиф 化 «изменяться».

порядок черт иероглифа _изменяться_

Аналогично пишется этот элемент в составе других иероглифов. Например, 花 «цветок».

А вот в иероглифе 止 «останавливаться» можно было бы ожидать написание верхних вертикальных черт слева направо, однако первой пишется правая вертикальная черта, потом касающаяся ее короткая горизонтальная черта, затем левая вертикальная. В итоге получаем:

порядок черт иероглифа _останавливаться_

Аналогично в составе других иероглифов. Например: 正 «справедливость».

От себя хочу добавить, что таких обескураживающих случаев, как в п.1, всего-то — раз, два, и обчелся. Только встречаются эти иероглифы «правый» и «левый» в самом начале изучения японского языка, когда еще все в диковинку, и нет ощущения «из себя идущей правильности», когда просто знаешь, что это — так, а не иначе, и оно действительно так.

Чтобы выработать это чувство «правильности», надо много рисовать разных иероглифов, и графические черты, входящие в их состав. О них тоже написано в Справочнике по правописанию иероглифов О. Н. Куна.

Hosted by uCoz