«…надо же, как ему удавалось делать должное с естественной непосредственностью! В наше время это искусство забыто, и люди становятся либо марионетками долга, либо рабами спонтанности…»
(из фантастического романа, которого нет и не будет)
Сюжет сказки прост: жил-был бедный старик со старухой. Однажды под новый год, чтобы купить еду к празднику, он отправился в город продать соломенные шляпы. Но под Новый год они никому не нужны. Возвращаясь домой, он увидел каменных Дзидзо статуи богов-покровителей детей, путников и умерших заметенных снегом. Он их обмел и подарил (преподнес, пожертвовал) непроданные шляпы, надев каждому на голову. Одной шляпы не хватило, и он отдал свою тоже.
Старику никаких обоснований для действия не нужно. У него есть внутреннее ощущение правильности, не требующее никаких оправданий: сделал и все! Он встретил Великих над миром сим, которые, тем не менее, нуждались в его человеческой заботе. Он позаботился, он отдал, что мог.
Заметим: он мог что-то отдать. Сколь беден ни был, а шляпы таки у него были.
Думал ли он о вознаграждении, когда так поступал? Нет. Он знал, что поступает правильно, и поступил. Никаких задних мыслей, что эти покровители оживут и что-то дадут ему взамен не было. Он проявил свое уважительно-почтительное отношение, совершив подношение: «Примите, пожалуйста».
Далее он идет домой, дома старуха спрашивает: «Что случилось?» Узнав, что он отдал все шляпы (и свою тоже!) каменным Дзидзо, она его поняла. Она поняла, что старик сделал подарок, выразил почтение, оказал свою человеческую заботу людям (простите, богам-покровителям), и поэтому она возрадовалась.
Ей тоже не нужно было никаких объяснений. У них одинаковые ценности, она так же считает, что это правильное дело.
Это очень важно в близких отношениях одинаковые ценности. Если этого нет, возникает соревнование по перетягиванию одеяла, либо начинаются вопли «Меня использовали!»
На ситуации «использования» лежит тень диктаторства, ведь она возникает тогда, когда человек отдал что-то ценное с целью чтобы не только помочь, но помочь определенным образом, а тот эту помощь потратил на что-то другое, например, папа Карло дал Буратино букварь и отправил в школу, а тот обменял букварь на билет в театр и отправился за приключениями.
О чем это говорит? Что там, где у вас стоит ценность обучения, для того человека стоит ценность развлечения. Из этого следует вывод, что у вас разные ценности, и разные дороги.
Шкала ценностей это ощущение правильности поступка, это ранжирование что важно, что неважно, чем можно поступиться, а чем нельзя. Что существенно в своей жизни, а что из нее лучше убрать.
Именно на нее покушаются «близкие» люди, она слишком часто становится объектом «перевоспитания».
В отличие от старика со старухой из сказки. Вернемся к ним, и посмотрим, что дальше было. «У нас, к счастью, есть дом», сказала старуха. Она усадила старика греться у очага, собрала ужин какая-никакая, еда в доме все же была, и они легли спать.
И это тоже черта счастливого характера видеть то, что есть, а не то, что ушло. И проявить заботу о том, кто в ней нуждается. И именно такую, в которой нуждаются.
Вдруг, среди ночи (ночь-то новогодняя): «Бух! Бух!» пришли Дзидзо в шляпах, принесли праздничной еды, которую старик не смог купить, и много других подарков. Боги-покровители не стали тянуть с возвращением благодарности.
В обычной жизни, где вмешательство высших сил не столь заметно, тоже происходят подобные вещи. Надо только не бояться отдать свою шляпу.