Страница
из раздела
Пара слов о себе

Любовь — это роскошь

Любовь — это роскошь

РОСКОШЬ — изящество, обилие прекрасного, богатство и полнота, тороватость. Роскошь природы. Роскошь отделки. || Относясь к жизни, к человеку излишество удобств, хвастливой тороватости, расточительность на насущное, на убранства, пищу, на все жизненные потребности. Роскошь со дня на день усиливается. Все жалуются на роскошь, а все роскошничают взапуски. Роскошный, к роскоши относящийся. Роскошный человек — жизнь, расточительная, чувственная, вся в наслаждениях, утонченная и извращенная. Роскошный стол, обильный, уставленный отборными дорогими яствами и питиями. Роскошная природа, обильная, изящная и тороватая. Роскошные леса, прекрасные, сочные, обильные листвою и упитанные. Роскошность, роскошь в значении качества и свойства. Роскошество (ср. роскошье), тоже, более в значении жизни, обилия, приволья, простора. Роскошничать чем, в чем, роскошествовать, жить роскошно, в роскоши, предаться изнеженной, прихотливой, расточительной, чувственной жизни.

В.И.Даль, Толковый словарь живого великорусского языка

«Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство». (Э. Фромм)

И эта активная заинтересованность состоит из внимания, понимания и действия.

Активная заинтересованность проявляет себя в действии. Без действия вы сколь угодно нежно можете говорить о любви, но это будет пустое хныканье, вздохи невоплощенного, и потому мертвого чувства. Более того: это действие имеет своей целью развитие предмета любви, то есть оно должно быть продуманным, рассчитанным, обоснованным и успешным, то есть достигшим цели.

Такое действие зависит от понимания: вы не можете что-либо делать, если не понимаете, что надо делать, какое действие идет на пользу делу, а какое — нет.

Понимание предваряется вниманием: внимательным изучением объекта своей любви, в результате которого появляется понимание того, что есть его жизнь и в каком направлении идет его развитие.

А чтобы уделять внимание, надо иметь свободное время. То есть время, свободное от своих забот, от забот, направленных на себя — избыток времени.

И чтобы проявлять свою активность, надо иметь избыток сил. То есть сверх того, что необходимо для своей собственной жизни и развития.

Избыточность — характерная особенность человеческой жизни.

Эта избыточность является основой для накопления богатства: человек способен производить и производит гораздо больше благ, чем потребляет (К.Маркс).

Так же и в личной жизни человеку даны силы заботиться не только о себе самом, но и о тех, кто рядом.

Эту избыточность надо правильно оценивать — ибо если на заботу о другом будут потрачены силы, необходимые для своих дел, то кто возместит недостаток заботы о себе? Начнутся требования о возмещении — и прощай, любовь!

Если имеет место обоюдная избыточность, то ряд вопросов, которые обычно превращаются в камни преткновения, становятся просто надуманными.

  1. Раз любовь — воплощение моей избыточности, то я могу отдавать свои силы и время, не думая о том, а вернут ли мне мои затраты — ведь я потратила излишек, то, что у меня было сверх необходимого.
  2. И наоборот: получая чью-то любовь, я получаю не то, что мне необходимо, а дар, нечто сверх того, в чем я нуждаюсь (ибо всем необходимым я обеспечиваю себя сама), захочется ли мне в таких условиях что-либо требовать?!
  3. И еще: принимая любовь, приятно не чувствовать себя чем-то обязанной, связанной долговыми обязательствами, ведь отданное тебе — это подарок.

Приятны бонусы избыточности: отсутствие взаимных претензий, отсутствие обязанности любить и обязательств что-либо возмещать.

Избыточность позволяет быть спонтанным: ведь если я знаю, что моя забота избыточна, не является необходимым условием существования моего партнера — возникает свобода, граничащая со своеволием, отсутствие обязательного «должна любить». В то же время, коль скоро у меня есть избыток сил и времени, — могу любить, могу творить совместное жительство, могу реализовать себя, свои творческие силы в любви. Кроме того, этот избыток создает давление, необходимость — невозможность не любить.

Девиз избыточности — «В лесу грибов много!». Девиз недостатка — «Эти грибы — мои! Я их нашел!» Или вариант: «Смотри, мои грибы собирают!» — «Да ну, так уж и ваши!» — «Да, мои! Я тут грибницу высаживала!» — речь шла о белых грибах на лесной полянке. Да, наверно, наверняка так оно и было. Но будь это делом любви (к лесу), эта женщина, посеяв грибницу, забыла бы про нее (помните Евангельское: «и пусть левая рука не знает, что делает правая»?), а так — отношение как к собственности, как к участку, на котором она выращивает необходимое для себя пропитание.

Потрясающий по пронзительности пример избыточности есть в фильме «Вокзал для двоих». Обстоятельства — хуже некуда: герой фильма находится под следствием в деле о наезде, его паспорт увез бесшабашный проводник в неизвестном направлении, деньги, которые у него были, накануне ночью вор вытащил. И все же он приглашает официантку на вечер в ресторан, и в качестве тапера зарабатывает деньги на ужин.

Да, для избыточности надо потрудиться. Надо обеспечить себя — едой, одеждой, жильем. Надо понять себя — а в чем заключается моя жизнь? Надо развивать себя — профессионально. Для того, чтобы создать избыток, который можно подарить. Чтобы творить любовь.

Любовь-роскошь.

Цитаты из «Исскуство любить» Э. Фромма:

«Действенный характер любви проявляется и в том, что независимо от своих форм она всегда предполагает определенный набор качеств, в которых индивид реализует свое чувство. Это забота, заинтересованность, ответственность, уважение и знание.

Любовь невозможна без заботы […] Если какая-то женщина скажет вам что обожает свои орхидеи, а мы увидим, что из-за того, что она их забывает вовремя опрыскивать, они чахнут и вянут, мы вправе не верить ее словам.

Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство.

[…]

Забота и заинтересованность ведут к другому проявлению любви — к ответственности. Ответственность часто понимается как налагаемая кем-то обязанность, как что-то навязанное извне. Но ответственность в ее истинном смысле — это от начала до конца добровольный акт. Это мой ответ на явные или скрытые потребности человеческого существа. […] В любви между взрослыми людьми это преимущественно касается духовных потребностей другого человека.

Ответственность могла бы легко выродиться в желание превосходства и господства, если бы не было еще одного компонента любви — уважения. Уважение вовсе не страх и благоговение, а способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальность и желать, чтобы другой человек максимально развил свою индивидуальность.

[…]

Однако уважать человека невозможно, не зная его; забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание. Знание было бы пустым, если бы его не питала заинтересованность. Есть много видов знания. Знание, которое является элементом любви, не ограничивается поверхностным уровнем, а проникает в самую сущность. Это возможно только тогда, когда я могу переступить пределы собственного интереса и понять другого человека в его истинных стремлениях».

Проявление такой роскошной любви — поезд «Акварель», который ежедневно курсирует по Арбатско-Покровской линии Московского Метрополитена.

Hosted by uCoz