Посвящается моему другу и коллеге Геннадию Аверьянову
Эту книгу, пожалуй, поймёт каждый, но каждый по-своему. Однако, всё-таки это учебник, по крайней мере, я очень надеюсь, что он может стать таковым. Впрочем, учебником я считаю и Tractatus Logico-Philosophicus Людвига Витгенштейна, вопреки всем предостережениям его автора. Видимо, я понимаю «учебник» в каком-то другом «смысле». От этого-то «спора», в котором никогда не рождалось, да и не могло родиться никакой «истины», я и отталкивался, начиная свою работу над этим текстом, форма
Книга обращается к моей собственной проблеме, которую, впрочем, я считаю универсальной для всех, читающих это предисловие. Мы прозябаем в мире знаков, всякие попытки говорить
Иными словами, «метафизика» не в том, что есть нечто, о чём нельзя сказать, или же нечто, что никак нельзя знать (в понятиях, образах, ощущениях), а в том только, что мы настойчиво отказываемся признать: искомая «физика» погребена под нашими знаками (понятиями, образами, ощущениями). Тогда как игра последних, игра, в которой нам отведена незавидная роль мячика, и есть та подлинная «метафизика», которую все так отчаянно бояться, и которой все так мазохистически наслаждаются. Поэтому когда я говорю, что «меня нет», то я отнюдь не «идеалист», для которого то, чего
Потому, возможно главная цель настоящей
Забавно, должно быть, выглядит эта попытка отменить мышление из мышления. Но если
Признаться, своим текстом я не слишком доволен, впрочем, не думаю, что я сам, либо кто-то иной, мог бы сделать его значительно лучше. Однако, мою досаду вызывает не столько сам текст, сколько то, что это только текст. В чудеса я не верю (хотя и так называемые «законы» вызывают у меня скорее сарказм, нежели вполне теперь банальное среди думающих людей сомнение), но и труд, мой собственный труд над моей собственной жизнью, пока не вполне себя оправдывает. Впрочем, мне кажется, что я всё-таки несколько двигаюсь, но мне бы не хотелось делать это в одиночку (тем более, что это вряд ли вообще возможно). Таким образом, текст этот служит, скорее, своего рода паролем, может быть, условным знаком, неким маяком, если хотите, который светит тем, кому мытарствовать в безумии такого мира уже в достаточной степени поднадоело. Таковы мои планы, вполне, надо признать, наполеоновские, но что
Текст, возможно, не слишком удобен для восприятия, но я посчитал возможным пожертвовать умилительностью восприятия, которая могла бы пойти в ущерб точности формулировок и поступательности в изложении материала. В сущности, основная и самая утомительная часть
Вероятнее всего, трактат следует читать так, словно бы читатель пишет его вместе со мной, причём, в режиме настоящего времени, в противном случае, возникающие с первых же строк сомнения неизбежно расстроят все мои планы. Каждая из фраз этого текста, рассматриваемая отдельно, абсолютно бессмысленна (впрочем, равно и обратное: каждая фраза этого текста содержит в себе весь текст целиком), и в этом я отдаю себе отчёт, поэтому надеюсь, что настоящий текст будет рассматриваться моим читателем не отдельными предложениями, но целиком, с принятием начальных утверждений (не всё равно ли с чего начать, если задача всё это уничтожить?), к точке кульминации, а далее уже к тому новому, ради чего, собственно, трактат и писался.
В какой-то момент работы над этим текстом, мне стало абсолютно очевидно, что мы не живём, а играем в жизнь (мысль столь же древняя, сколь и осмысленная). Причём, я не против игры самой по себе, но только не в том случае, если она подменяет собой жизнь, и разумеется, не в том, когда она начинает играть со мной. Фактически же, дело обстоит именно таким образом. Вот почему, моей задачей было показать, где игра замещает жизнь
В сущности, мой трактат о том, что человек должен понимать, о чём он может знать и что ему следует думать. Впрочем, хотя, как мне кажется, ответы на эти вопросы найдены в основном окончательно, но только лишний раз доказывает как мало проку в ответах, пусть они будут самыми замечательным, если мы ничего не будем с собой делать.
Санкт-Петербург, 2000
А.К.